blank

Контакты
для связи

крестик

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на отправку и обработку своих персональных данных

крестик Конверт

Спасибо за обращение!

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Заявка на техническую поддержку

крестик

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на отправку и обработку своих персональных данных

Как выбрать дата-центр

В данной статье нам хотелось бы ответить на ряд важных вопросов, которые помогут определиться с выбором дата-центра для размещения серверов на colocation. Сбор и анализ информации о различных поставщиках услуг ЦОД (центра обработки данных) имеет смысл разделить по следующим направлениям:

  1. данные о компании;
  2. клиенты поставщика;
  3. технические параметры дата-центра;
  4. сертификаты и лицензии;
  5. полнота предоставляемых услуг;
  6. стоимость.

Все собранные данные следует свести в таблицу Google Sheets, привести качественные данные к количественным путём экспертной оценки, например. Ввести весовые коэффициенты значимости. Задать формулу вычисления итоговой оценки, которая позволит получить объективное сравнение. Обязательно предварительно посетите дата-центр с ознакомительной экскурсией.

Данные о компании поставщике

Перечисленные далее данные можно собирать при выборе любого поставщика услуг или товаров, будь то хоть канцтовары или питание.

По ИНН пробейте компанию на различных сервисах, можно просто в поисковую строку вставить ИНН. Соберите следующую информацию:

  1. Возраст компании. Год основания по выписке из ЕГРЮЛ.
  2. Совпадает ли юридический адрес регистрации с фактическим адресом.
  3. Среднесписочная численность.
  4. Обороты за прошлые годы.
  5. Налоги и зарплатные взносы.
  6. Судебные дела.
  7. Исполнительные производства.

Очень удобно сравнивать перечисленные данные, т.к. они уже являются численными. Сложнее с судами. Полное отсутствие судебных дел также плохо как и большое их количество. Разделите суды с клиентами и поставщиками. Далее идут качественные опции, которые вам предстоит оценивать индивидуально.

Контакты руководства

Без обратной связи системы не работают! Гарантией качественного оказания услуг и обслуживания являются контакты руководства в открытом доступе, если вы не хотите слушать всякую чушь от рядовых работников типа "к сожалению у нас все устроено по-другому, но мы учтем ваши пожелания". Любой сотрудник должен знать, что если он плохо обслуживает клиента, то клиент может пожаловаться напрямую руководителю компании. В противном случае общение с такими компаниями как со стенкой. Так с нами общаются банки, Яндекс, Гугл, hh.ru и многие другие. За многие годы мы ни разу не смогли добиться ни от одной крупной организации улучшения ее бизнес-процессов и качества обслуживания.

Отзывы и реакция на них

Посмотрите отзывы об организации и на реакцию на отзывы. Если положительных отзывов очень много, то возможно они имеют заказной характер.

История компании

На сайте nalog.ru выписка из ЕГРЮЛ скажет о многом. Как долго существует компания, как часто в ней менялось руководство, владельцы.

Местонахождение дата-центра

Размещать сервер на colocation мы советуем географически в том регионе, на который он будет работать. Если ваш сервер обслуживает клиентов в Москве, то размещать его тоже нужно в Москве. В этом случае вы получите максимальное качество связи. Если сервер, с которым работают клиенты из Москвы или из России, разместить в США, то многие клиенты, даже москвичи, будут испытывать большие затруднения, т.к. каналы до США узкие и до сервера в США будет в несколько раз больше переходов (промежуточных узлов), чем до сервера в Москве.

Следует так же учитывать особенности законодательства. Так подпунктом 7) пункта 4. статьи 16 федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" "Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации".

Там же в статье 15.5 расписано, что нарушители будут попадать в "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных", тем самым доменное имя и IP-адреса ресурсов попавшие туда будут заблокированы.

Клиенты поставщика услуг

Обратите внимание, кто уже доверяет данному поставщику услуг. Какие тендеры он выиграл. Состоит ли в реестре недобросовестных поставщиков.

Технические параметры дата-центра

Надежность и сертификация дата-центров по стандарту Tier III

У сервера есть такое понятие как uptime — время бесперебойной работы сервера с момента запуска. Uptime сервера можно также измерять и в относительных единицах — процентах. Как считается uptime сервера в процентах? Из 100% вычитаем время простоя сервера, деленное на все время эксплуатации сервера. От чего зависит время простоя сервера:

  1. отказы программного обеспечения сервера (переполнение логов, утечки памяти, переполнение жестких дисков);
  2. отказы оборудования сервера (Если размещаете свой сервер, то его ремонт по-умолчанию забота клиента или наша поддержка осуществляет ремонт за плату. Если арендуете сервер, то мы либо его ремонтируем оперативно, либо выдаем новый.);
  3. перебои в работе дата-центра:
    • отказы или аварии на системе охлаждения;
    • аварии в системе электроснабжения;
    • аварии на маршрутизаторах и каналах связи, DDOS-атаки;

Абсолютный 100% uptime у сервера не бывает никогда. Сервер когда-то да нужно будет сменить. Можно говорить о локальном uptime на заданном отрезке времени и как показано выше, нужно, как минимум, различать три различных вида бесперебойной работы. Наш опыт (а это работа с тремя крупными дата-центрами и двумя собственными) подтверждает данные утверждения. Аварии были, есть и будут везде и всегда. Какие-то случаи можно минимизировать, где-то можно сократить время их устранения, но избавиться от них совсем невозможно. Можно минимизировать человеческий фактор, но невозможно избавиться от выхода из строя оконечного оборудования. Для повышения надежности можем посоветовать иметь на сервере два блока питания и оба их запитать, причем от разных источников. Подключить обе сетевых карты от разных свитчей. А самое правильное разместить резервный сервер в другом дата-центре.

Компания Google, например, исходит из того, что любой сервер может отказать. Как утверждает компания, они не используют raid-массивов, дорогостоящих навороченных серверов. Они используют много средних серверов. Их идеология заключается в том, что должны быть резервные сервера.

Прямая зависимость есть между стабильной работой дата-центра и его сертификацией Uptime Institute по стандарту Tier III. Дата-центры у которых нет всех трёх сертификатов Tier III имеют большое количество аварий, как показал наш опыт.

Если говорить об uptime DataLine Nord-4, где мы размещаем серверы, то он составляет 100% с момента нашего заезда в 2017 году.

Различие между дата-центрами TierII и Tier III

Tier I: Гарантия 99.671% доступности.
Tier II: Гарантия 99.741% доступности.
Tier III: Гарантия 99.982% доступности.

Сертификаты Tier III говорят насколько ЦОД современный, новое ли там оборудование, какого класса оборудование, какое количество каналов подключено, какое количество электрических вводов от трансформаторных подстанций да еще с разных ли фидеров, какой резерв по охлаждению — чтобы простому человеку не вникать в технические детали достаточно посмотреть на сертификаты.

Особенно отметим, что подлинность сертификатов нужно проверять на сайте Uptime Institute

Лицензии на услуги связи

Проверьте наличие лицензий на телематику и передачу данных.

О технической поддержке и доступе к оборудованию

Узнайте, есть ли круглосуточная поддержка и возможен ли доступ к оборудованию в любое время — возможность привезти и забрать. Во многих дата-центрах есть ограничения на доступ к оборудованию в праздничные дни и ночное время.

Каналы дата-центра

В дата-центр должно подходить минимум два оптоволоконных канала от разных провайдеров и разными маршрутами. Чем крупнее дата-центр, тем больше различных оптических каналов в него приходит и тем лучше его связанность, тем короче и быстрее будет ping до вашего ресурса от конечного клиента. ЦОД на 10-100 стоек не может позволить себе связь как ЦОД на 5000 стоек. Чем больше стоек, тем больше клиентов и тем толще каналы и выше их пропускная способность. И сами каналы будут магистральные у крупного ДЦ.

Особенно это важно для банковских, финансовых и игровых серверов, где минимальный ping имеет решающую роль. Для анализа качества каналов связи обратите внимание на:

Все указанные параметры напрямую влияют на позиции сайта в поисковой выдаче и на SEO-продвижение. Медленные сайты ранжируются ниже. Поэтому качеству каналов связи нужно уделять особое внимание.

Какие источники бесперебойного питания?

Самыми надежными источниками бесперебойного питания считаются ИБП марки APC. Для дата-центра нужны их промышленные разновидности, которые занимают отельные шкафы и даже отдельное помещение. Промышленные ИБП отличаются от обычных принципиально иным методом работы и являются более надежными. Локальные стоечные ИБП могут перезагружаться и сбрасывать питание, их нельзя обслуживать без отключения питания.

Кто является производителем электрооборудования?

Энергосистема дата-центра должна быть собрана с использованием надежных компонентов от ведущих мировых производителей, например, Schneider Electric.

Схема резервирования электропитания для серверов с одним блоком питания

Для данного оборудования нужен стоечный АВР запитанный от двух разных лучей.

В каком помещении должен и не должен находиться дата-центр?

Дата-центр не должен находиться в подвале, бункере, бомбоубежище, потому что есть угроза его затопления!
Дата-центр не должен находиться в бомбоубежище, потому что бомбоубежище могут попросить освободить в 24 часа!
Дата-центр не должен находиться в офисном здании, потому что неприятный гул от серверов распространяется по всему зданию!
При размещении дата-центра на втором этаже учитывайте нагрузку на пол.
Хорошим местом будет одноэтажное промышленное отдельно стоящее здание.

Полнота предоставляемых услуг

Обратите внимание на перечень базовых и дополнительных услуг. Ознакомьтесь с текстом договора и возможностями исполнителя. Вам могут потребоваться:

  1. Возможность оплаты картами, электронными деньгами и другие способы оплаты.
  2. Получение актов, счетов-фактур по каналам электронного документа оборота (ЭДО).
  3. Получение кассового чека в соответствии с 54-ФЗ.
  4. Возможность круглосуточного доступа и технической поддержки включая праздничные дни и выходные.
  5. Поддержка по телефону, электронной почте, заявках ЛК, чату на сайте и в Telegram.
  6. Защита от DDoS.
  7. Подключение своего оператора связи или подведение своей серой оптики.
  8. Подключение USB-ключей и дополнительных устройств, например, антенны.
  9. Помощь в получении лицензий связи и сдача узла связи.
  10. Аренда или покупка лицензионного программного обеспечения.
  11. Наличие резервного дата-центра под бекапы.
  12. Возможность размещения нестандартного оборудования.
  13. Виртуальные сервера, SSL-сертификаты, регистрация доменов.
  14. Клиентская — отдельная комната для работы с оборудованием.
  15. Кухня — возможность попить чай, кофе и перекусить.
  16. Складское помещение и камеры хранения.
  17. Мониторинг и администрирование клиентских ресурсов.

Стоимость

Сравнивать цены на услуги дата-центра смысла почти не имеет. Данный пункт идёт последним по важности. Во-первых, потому что, стоимость услуг у всех примерно одинаковая. Разница в 1000 рублей вряд ли имеет значение. Во-вторых, существенные предыдущие характеристики во многом определяют выбор ЦОДа и имеют более серьёзное значение, чем экономия 1000 рублей на colocation одного юнита.

Итоговый чек-лист характеристик ЦОД

Параметр Значение Вес, формула Оценка
Возраст юрлица по ЕГРЮЛ 19 лет *0.1 1.9
Юр. адрес совпадает с фактическим 1 *1 1
Среднесписочная численность 17 *0.1 1.7
Обороты за последние 5 лет. 150 млн ₽ *0.02 3
Налоги и зарплатные взносы 700 тыс. ₽ *0.002 1.4
Судебные дела 1 1
Исполнительные производства 1 *-1 -1
Контакты руководства 1 - да, 0 - нет *1 1
Отзывы 1 *1 1
История компании по ЕГРЮЛ 1 *1 1
Местонахождение дата-центра 2 в пределах МКАД, 1 за МКАД, 0 - далеко от МКАД *1 2
Клиенты 1 - бренды, 0 - неизвестные *1 1
Наличие сертификатов Tier III 0 - нет, +1 - Design, +1 - Facility, +1 - Operational *1 3
Лицензии на услуги связи 1 *1 1
Круглосуточная поддержка 1 *1 1
Круглосуточный доступ к оборудованию в клиентской зоне, возможность привезти и забрать 1 *1 1
Количество стоек 4787 шт. *0.01 48
ping 10 мс (100-10)*0.01 +0.9
Время ответа DNS 150 мс (1000-150)*0.001 +0.85
uptime 2 года *1 +2
Скорость загрузки 10,63 МБ/сек *0.1 +1
Наличие промышленных ИБП 1 *1 1
Наличие стоечных АВР для оборудования с одним БП 1 *1 1
Отдельно стоящее здание 1 *1 1
Время реакции на обращение до 10 мин (10 - 10)*0.1 0
Наличие SLA 1 *1 1
Оплаты картами 1 *1 1
Оплата электронными деньгами 1 *1 1
ЭДО 1 *1 1
Кассовый чек (54-ФЗ) 1 *1 1
Поддержка в Telegram 1 *1 1
Защита от DDoS 1 *1 1
Подключение своего оператора связи или подведение своей серой оптики 1 *1 1
Подключение USB-ключей и дополнительных устройств, например, антенны 1 *1 1
Помощь в получении лицензий связи и сдача узла связи 1 *1 1
Аренда ПО 1 *1 1
Наличие фальшпола 1 *1 1
Телеграмм ITSOFT