8 (800) 333-3041Звонок бесплатный для
всех регионов России
Техническое задание. Оглавление Прочее или скандальная глава
Клиент НЕ всегда прав!

Процесс разработки и сдачи проекта.

Очень многие заказчики вообще полагают, что сайты делает один человек - веб-мастер. Получается, что веб-мастер, как минимум, должен уметь рисовать (быть хорошим художником), верстать (профессионально знать HTML, правила русского языка и правила оформления текста), программировать (проектирование баз данных, язык программирования, тестирование, отладка), да еще вдобавок выполнять функции руководителя проекта ( решать, что и где размещать на сайте, определять маркетинговую и рекламную политику, уже как следствие, этот человек должен иметь огромный кругозор и быть коммуникабельным). Веб-мастер - это, как минимум, четыре профессии за одну зарплату, как правило, очень маленькую. Лично мне довелось быть знакомым только с одним человеком, который способен выполнять хорошо все перечисленные выше функции - это наш художник, верстальщик и программист Кирилл Марченков. У нас в большинстве проектов Кирилл участвовал, как художник. Но он также неплохо верстает, программирует и обладает достаточным кругозором, здравым смыслом и достаточно коммуникабелен, чтобы вести переговоры и управлять проектом. Я отвечаю данным требованием за тем исключением, что не умею рисовать, никогда не пробовал просто. Но боюсь, что и Кирилл, и я, да и любой другой загнется, если на него возложить все эти обязанности, даже если при этом зарплата будет несколько тысяч долларов в месяц. ;-)
Про дизайн. Бытует устоявшееся мнение, что дизайн принимает заказчик. Само по себе утверждение верно, но вот выводы из него в абсолютном большинстве случаев делают неверные. В одном экстремально тупом случае, со стороны заказчика дизайн будут комментировать и вносить в него свои коррективы несколько человек. И как известно, на вкус и цвет товарища нет. Дизайнер должен будет разорваться между вкусами этих людей. Более того, самое страшное, что ни руководитель фирмы, ни менеджер по рекламе и маркетингу, как правило, ровным счетом ничего не смыслят в дизайне и юзабилити веб-сайтов! В таких случаях, когда исполнителю не представляется возможным убедить людей со стороны заказчика в том, что не стоит лезть не в свое дело, и что лучшее - враг хорошего, игры с дизайном могут заканчится провалом всего проекта или большой головной болью для дизайнера. Так, например, у нас было с разработкой сайта http://radius.ru. Мы, правда, так и не поняли, то ли они просто нас кинули, то ли мы стали жертвой политических игр руководства компании, но результат был налицо - мы потерпели убытки. Менее страшный случай, когда со стороны заказчика дизайн принимают один или два человека, которых убедить значительно легче. Тут возможно вы подумаете про себя, а зачем вообще убеждать в чем-то индюка с толстым кошельком, он деньги платит и ладно, сделаю все, как он просит. Но тут должен вас огорчить, принцип "кто за девушку платит, тот ее и танцует" здесь не проходит, т.к. впоследствии девушку будет танцевать не ваш заказчик, а его потенциальные клиенты. Более того, подстраиваясь абсолютно под все требования заказчика, ваш проект может развалится, вы просто в тупик зайдете. Или же вдруг на стадии сдачи проекта ваш заказчик покажет его своим знакомым, которым он доверяет, и которые убедят его в том, что дизайн плохой. Но даже если вам все-таки удастся сдать такой проект и получить за него деньги, то вам будет стыдно его где-либо показать. Впоследствии про вас пойдет дурная слава, что вы делаете плохие сайты. Есть и другой экстремальный случай, когда вы, растопырив пальцы веером, поставите заказчика раком, сказав ему, что он ничего не понимает, и вы все сделаете очень круто. Но боюсь, что ни один заказчик раком не встанет, а пошлет вас куда подальше и расскажет всем своим знакомым, что с вами дела лучше не иметь. Итак, из всего сказанного надо сделать вывод, что истина где-то посередине, т.е. вам необходимо аргументировано уметь доказывать, почему плох или хорош тот или иной дизайн. Для этого необходимо иметь соответствующий кругозор, ну и конечно, опыт ведения проектов, потому что все равно где-то придется прогибаться под заказчика, а где-то делать по-своему. Но главное, чтобы это не было в большом масштабе и не нанесло катастрофического вреда проекту. Все вышесказанное справедливо в равной степени и по отношению к разработке информационных систем, и к верстке. Очень распространенная ошибка невежественного заказчика - просьба сделать сайт для идиотов. В таких случаях заказчик либо судит по себе, либо, и в правду, держит людей за идиотов, мотивируя тем, что люди чего-то не увидят, не поймут или не сообразят. Наиболее частые просьбы выделить текст прописными буквами, обязательно подчеркнув и раскрасив. Заказчику необходимо вежливо объяснить, что сайт надо делать по всем правилам, а те чайники, кто не умеют пользоваться броузером пусть учатся. Чайник проведя несколько недель в Сети перестает быть чайником, и он начинает понимать что хорошо, а что плохо. Ниже приводятся характеристики, по которым можно произвести приблизительные оценки и сравнить результаты.

  1. Какие ассоциации вызывает дизайн?
  2. Понятная ли навигация?
  3. Понимаете ли вы, как выйти на главную страницу, и где вы находитесь в данный момент?
  4. Нравится ли он вам, вашим знакомым?
  5. Сколько все это грузится по времени?
  6. Понимаете ли какой смысл несет в себе каждый отдельный элемент дизайна?

Не всегда прав не только клиент, но и руководитель, и рядовой исполнитель. Конфликтные и спорные ситуации в коллективе - обычное дело. Работа руководителя - грамотно их разрешать с наибольшей пользой для проекта. Для руководителя очень важно всегда оставаться над проблемой, не опускаться до личных выпадов, не занимать чью-либо сторону, всегда лучше действовать убеждением, проводить коллективные обсуждения. И только в самых крайних случаях действовать авторитарными методами. Не стоит также забывать мудрость П. Л. Капицы о том, что руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. Жизнь и руководство проектами не шахматная доска, зачастую действовать и принимать решения приходится мгновенно, поэтому в искусстве управления значительную роль играет опыт и то, что откладывается на уровне подсознания.


Eng
Наверх